Slideshow Image 1 Slideshow Image 2 Slideshow Image 3



100 лучших товаров России

100 лучших товаров России

100 университетов России

100 лучших университетов России

Академия -> Антикоррупционная деятельность


О противодействии коррупции

 Важнейшим направлением деятельности нашего государства была и остаётся борьба с коррупцией.
Сегодня коррупция является одним из серьезных условий, препятствующих эффективному развитию государства, и представляет огромную социальную угрозу. Поэтому разработка правовых механизмов противодействия коррупции становится значимой и актуальной проблемой развития современного российского общества и государства. На данный момент, несмотря на все принимаемые государством усилия, коррупция создала реальную угрозу национальной безопасности страны. Она наносит ущерб стабильности и безопасности общества, приводит к значимым и ощутимым потерям в социально-экономическом и политическом развитии. Потому готовность к эффективной борьбе с ней рассматривается мировым сообществом в качестве главного показателя цивилизованности государства, его приверженности демократическим ценностям.
Не требует особых доказательств утверждение о том, что коррупция является одной из угроз национальной безопасности любого государства поскольку, «чем выше уровень коррупции, тем беднее общество, не стабильнее политическая и экономическая системы страны,  выше  степень   криминализации социума».
Современное понятие коррупции начинает складываться в ХV – ХVI вв. Уже в то время Н. Макиавелли, автор знаменитого произведения «Государь», сравнивает коррупцию не просто с болезнью общества, а с такой тяжёлой болезнью организма как чахотка. В момент возникновения эта болезнь трудно распознаётся, но легко излечивается. Если она запущена, то её легко распознать, но лечить трудно. Классик немецкой социологии начала ХХ в. М. Вебер, признавая, что в основе любого государства лежит господство чиновников, предупреждал, что бюрократия может превратиться в неконтролируемую «тайную» организацию и в конечном итоге использовать своё положение в личных целях.
В соответствии с положениями Федерального закона «О противодействии коррупции» Президентом Российской Федерации утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и изложен Национальный план противодействия коррупции. В этих документах определена программа действий как органов государственной власти, органов местного самоуправления, так и институтов гражданского общества, организаций и физических лиц. Политика противодействия коррупции как антиценности общественного развития вошла составной частью в новую доктрину национальной безопасности России. В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года даётся оценка коррупции как одной из угроз национальной безопасности (ст. 38). Борьба с ней рассматривается в качестве одного из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгую перспективу (ст. 38). В системе главных стратегических рисков и угроз в экономической сфере также значится коррупция (ст. 55).
Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, главный тормоз на пути любых преобразований. Нельзя не отметить, что в последний период на фоне складывающейся общественно-политической и социально-экономической обстановки постоянно констатируются факты коррупции в различных сферах жизнедеятельности, которая снижает эффективность промышленной политики и побуждает частный бизнес действовать в теневом секторе, нарушая налоговое, административное и уголовное законодательство.
Коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечёт за собой дополнительные затраты в экономической сфере, а также и для населения. Став фактически одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, коррупция породила чудовищные диспропорции в системе функционирования государственных институтов и прежде всего, в управлении. Вместе с тем, опасность негативной трансформации государственного управления, связанного с проявлениями коррупции, заключается также в том, что государственные служащие, помимо выполнения управленческих функций, несут большую социальную ответственность перед обществом, социальными группами, гражданами за выполнение стоящих задач.
Противоправное и безнравственное поведение чиновников не только подрывает авторитет власти, но и способствует снижению степени управляемости процессов, происходящих в обществе. Коррупция в органах государственной власти представляет социальную угрозу и в том, что она непосредственно или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и государственные устои, подрывая веру в справедливость и целесообразность принимаемых решений. По масштабам распространённости коррупции в государственных органах делаются выводы о вероятности политических, экономических, социальных рисков, а также об эффективности управления и степени развития гражданского общества. 

1. Особенности выработки мер по противодействию коррупции 
Проблема коррупции сегодня стала одной из актуальных и широко освещаемых как в средствах массовой информации, так и в  научном мире. Никем не отрицается необходимость комплексного воздействия на данное сложное явление, но, как правило, коррупция понимается только через систему коррупционных преступлений, что, безусловно, влияет на неверные подходы в противостоянии данному явлению. «Сегодня очевидна бесперспективность использования правовых запретов в качестве главного метода борьбы с коррупцией». Коррупция должна рассматриваться не просто как извлечение выгоды должностными лицами из своего служебного положения, но и как своеобразный тип социально-политических отношений внутри государственного аппарата, а также в области взаимодействия его с населением. «Понимание коррупции как явления социальной жизни представляется нам гораздо шире и характеризуется восприятием данного феномена в качестве устойчивой модели социальных отношений и не сводится только к взяточничеству и преступлению».
Рассматривая проблему борьбы с коррупцией в российском обществе и прежде всего в системе государственной службы, нельзя не отметить, что существованию и развитию коррупционных процессов способствуют условия функционирования общественного и государственного организма. Коррупция была и является одним из типич­ных преступлений в России. Сегодня коррупция в России превратилась в систему общественных отношений, уродующую социально-экономическую и политическую жизнь России, порождающую глубокое недоверие населения и гражданского общества к власти. Коррупция превратилась в привычное явлением для миллионов наших соотечественников, унижая их, создавая невыносимые условия жизни, а иногда и приводя к трагическим последствиям. Так образуется своего рода «корневая система» коррупции, питающая ее верхние эшелоны.
За последнее время постоянно отмечается, что в России непрозрачная власть сегодня находится вне общественного контроля и может чувствовать себя вполне комфортно на всех уровнях. Также в результате выстроенных на различных уровнях общественных отношений коррупционных схем определённая категория граждан практически лишена возможности получать обязательные гарантированные государством услуги в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и правоохранительных органов на должном уровне без дачи взятки. Коррупция в России в настоящее время стала уже не столько криминальной проблемой, сколько общегосударственным негативным фактором, не только подрывающим авторитет власти, но и разрушающим государственность, ведущим к подрыву экономической безопасности Российской Федерации. В современной России широко распространено мнение, что сегодня коррупция является главным препятствием на пути экономического роста страны.
Чтобы эффективно бороться с коррупцией, необходимо использовать не только меры уст­рашения. Весьма важно создать такие условия в обществе, когда взяточник коррупционер воспри­нимался бы населением как чужеродное явле­ние, чтобы сама идея дать взятку была чужда русскому менталитету и общественным нормам жизненного уклада. Коррупция на сегодняшний день срослась с организованной преступностью. Существующие ненормированные прибыли криминального бизнеса позволяют расходовать средства в неограниченном количестве и на тех­ническое оснащение организованных групп и на подкуп чиновников. Более того, пользуясь слабо­стью нашего законодательства и повсеместной практикой грязных избирательных технологий, организованная преступность стремится во власть.
Выйти из этой тяжелейшей ситуации можно лишь в целом оздоравливая наше общество и, прежде всего, его экономическую основу, усиливая правовую систему и логически доводя демократические преобразования до их нормальной естественной реализации. При этом существуют мнения, что экспансия коррупции в России происходит в результате несоответствия между новыми условиями, в которых действует государственный организм и старыми механизмами этого функционирования. Поэтому основные усилия антикоррупционной программы должны быть направлены на налаживание работы государственного механизма в сложившихся условиях. В действительности механизм управления также изменился, но ещё не выработаны до конца правила управления этим механизмом, исходя из условий, которые складываются в результате непрекращающихся реформирований, так как произошедшие изменения в обществе изменили ценности, жизненные установки, стереотипы поведения.
Для успешного осуществления борьбы с коррупцией государственная политика должна быть направлена на обеспечение интересов общества и личности и оценка деятельности чиновников должна основываться на принципах, обеспечивающих эти интересы. Кроме того, в своей деятельности государство должно опираться на создаваемую сеть институтов гражданского общества, строгую законность, равенства прав и свобод граждан в экономической и политической сферах.
Антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:
- организация борьбы с коррупцией на всех уровнях власти;
- сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих осуществлению коррупции;
-увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причинённый в результате этого вред;
- оказание влияния на мотивы коррупционных проявлений;
-создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех её появлениях.
Для эффективного противодействия возникновению и развитию коррупции необходимо применять следующие методы или меры, которые можно подразделить на две достаточно общие группы.
В первую группу входят меры борьбы с внешними проявлениями коррупции (взятки конкретным чиновникам), с уже существующей коррупцией, с конкретными коррупционерами. С практической точки зрения первая группа мер будет носить характер совершенствования мер обеспечения противодействия коррупции, связанное с совершенствованием законодательства и законодательного процесса.
Во вторую – с институциональными предпосылками, обусловливающими коррупцию, с потенциальными проявлениями коррупции, с тем безличным коррупционером, в которого может, при некоторых условиях, превратиться чиновник. Можно выделить также компенсационные меры – меры по устранению последствий коррупции. 

2. Правовое регулирование противодействию коррупционным проявлениям 

Диапазон способов противодействия коррупции широк, тем более при помощи правовых мер: формирование антикоррупционного правосознания, создание и реализация законодательства, карающего коррупционные правонарушения, учреждение органов, ответственных за проведение антикоррупционной политики, конструирование антикоррупционного законодательства и др. 
Право – это одна из систем регулирования общественных отношений. В современной России провозглашена ориентация на правовое государство, что вынудило отдать предпочтение в деле борьбы с коррупцией правовому инструментарию. Кроме того, масштаб распространения коррупции в стране предопределяет необходимость формирования системы мер по противодействию коррупции, в основе которой должны находиться меры правового регулирования. При этом необходимо учитывать, что право более широкое понятие, чем законодательство, так как в понятие право входят еще и правовые традиции и обычаи, и механизмы реализации норм права и правовая идеология и т.п. Изучение роли права в деле противодействия коррупции не может быть ограничено комментированием пакета нормативных правовых актов о противодействии коррупции. Требуется адекватная оценка всех остальных составляющих понятия «право».
Применительно к коррупции право способно обеспечить наложение юридической ответственности на коррупционеров, указать наиболее узкие в уже существующем регулировании общественных отношений и т.п. Это прямо признано в Федеральном законе РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», где пункты 4 и 5 ст. 3 названного закона требуют комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер. Также указывается на необходимость «сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами» в деле противодействия коррупции. Отсюда видно, что эффективность правового противодействия коррупции зависит от качества работы по минимизации ее причин.
Полагая коррупцию социальным явлением, сплетенным из общественных отношений, надо прямо сказать: право объективно не годится для противодействия всему явлению, ему под силу только отдельные его проявления. Эти проявления должны соответствовать, по крайней мере, двум критериям:
- достаточная распространенность (типичность), что является предпосылкой для выработки нормы права как универсального правила;
- возможность закрепления их формы или содержания в сложившейся в России юридической практике.
Несоответствие коррупционного явления этим критериям означает заведомую неэффективность правового регулирования и должно влечь применение не правовых мер борьбы (при условии серьезной опасности для социума), которые в сочетании с правовыми средствами должны обеспечить достижение цели противодействия коррупции.
Российское антикоррупционное законодательство складывалось на протяжении многих десятилетий. Основные его положения сформировались задолго до того, как противодействие коррупции было признано одним из приоритетных направлений деятельности всей системы государственных органов.
До момента принятия Федерального закона № 273 «О противодействии коррупции» в отечественном праве сложилась в той или иной форме правовая основа для борьбы с коррупционными проявлениям. Прежде всего, это Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», соответствующие положения Закона РФ «О милиции» и ФЗ РФ «О федеральной службе безопасности», а также ряд других нормативных правовых актов, что в целом позволяло более или менее успешно решать задачи борьбы с коррупцией.
В тоже время Российское законодательство о противодействии коррупции оформлено в виде межотраслевого правового института, в котором головой частью является Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» и ряд Указов Президента РФ, а реализация его положений осуществляется как через нормы уголовного, административного и гражданского права. Такой подход имеет определённые преимущества, заключающиеся в том, что он предусматривает организацию противодействия коррупции, прежде всего, используя возможности профилактики коррупционных проявлений, не доводя до уровня совершения противоправных действий и предусматривая механизмы реализации положений антикоррупционного законодательства.
Усиление правовой основы противодействия коррупции достигнуто и за счёт закрепления общих подходов в Федеральном законе № 273 «О противодействии коррупции» к понятию коррупции, предложена схема масштабной и затрагивающей практически все сферы общественной жизни системы мер, направленных на противодействие коррупции. Принятые законы в сочетании с имевшимся правовым инструментарием обеспечивают условия для реализации комплекса взаимоувязанных организационных, политических, материально-технических и правовых мер, направленных на нейтрализацию коррупционных проявлений, предпринимаемых различными государственными органами власти, специальными службами, организациями и гражданами. Как показывает анализ принятых антикоррупционных законов и нормативных правовых актов, то можно утверждать, что потенциал действующих правовых норм крайне высок и при эффективном их применении коррупционная ситуация в стране может кардинально измениться.
Данное законодательное предписание следует понимать, что запрещается «тусовать» кадры, формировать «команды», назначать «лакеев» на руководящие должности лиц, не имеющих соответствующего уровня профессиональной подготовки. Можно привести немало и других примеров, иллюстрирующих мощный потенциал российского законодательства о противодействии коррупции.

3. Формирование подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы в федеральных государственных органах.
Результаты проводимых исследований показывают, что эффективность деятельности государственных органов во многом зависит от уровня применения современных кадровых технологий, которые позволяют выявлять и пресекать факты коррупционных проявлений. Среди их следует выделить:
- назначение на должность государственной службы осуществлять по итогам проведения конкурса на замещение вакантных должностей;
- содействие должностному росту государственных служащих;
- формирование и использование кадрового резерва для замещений вакантных должностей государственных служащих;
- оценка результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих посредствам проведения аттестации и квалификационного экзамена;
- ротация государственных служащих и другие.
Поэтому проблемы противодействия коррупции при осуществлении кадровой политики стали одними из самых актуальных в системе государственного управления не только в России, но и других государствах, что находит своё отражение в международных и в национальных нормативных правовых актах.
Так, для организации противодействия фактов коррупции в органах власти в соответствии с Указом Президента РФ были сформированы подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы в федеральных государственных органах, на которых были возложены следующие функции:
- обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
- принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе;
- обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов;
- оказание федеральным государственным служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 814, а также с уведомлением представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры Российской Федерации, иных федеральных государственных органов о фактах совершения федеральными государственными служащими, государственными служащими субъектов Российской Федерации или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- обеспечение реализации федеральными государственными служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;
- организация правового просвещения федеральных государственных служащих;
- проведение служебных проверок;
- обеспечение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверки соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, а также проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности федеральной государственной службы, ограничений в случае заключения ими трудового договора после ухода с федеральной государственной службы;
- подготовка указанными подразделениями кадровых служб (их должностными лицами) в соответствии с их компетенцией проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции;
- взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.
Для повышения эффективности противодействия коррупции в органах власти и управления следует совершенствовать уровень работы подразделениями кадровых служб профилактике коррупционных и иных правонарушений со стороны государственных служащих. 

4. Антикоррупционные требования к государственным и муниципальным служащим
 
Гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны:
- представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
- о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В обязанность государственных и муниципальных служащих входит уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений:
- государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
- уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного или муниципального служащего;
- невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности об уведомлении о случае коррупционного предложения, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем важным фактором противодействия коррупции в органах государственной власти и муниципального управления является формирование в федеральном государственном органе нетерпимого отношения к коррупционному поведению гражданских служащих, которое имеет цель создание такой атмосферы в коллективе, при которой коррупционные действия сотрудников выглядели бы аномальным явлением, заслуживающим всяческого порицания. Это отвечает требованиям п. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Направления формирования в федеральном государственном органе нетерпимого отношения к коррупционному поведению гражданских служащих осуществляются:
- обеспечением личной примерности руководителя;
- правовым воспитанием государственных гражданских служащих;
- публичные осуждения лиц, совершивших проступки, связанных с коррупцией;
- проведение публичных информационных мероприятий с участием представителей общественных организаций, средств массовой информации для обсуждения проблем и мер по противодействию коррупции, обобщения и распространения передового опыта антикоррупционного поведения в органах государственной власти.
К указанным мероприятиям можно отнести слушания, семинары, круглые столы, конференции.

Меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции
 
Осуществление комплекса мер, направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере и включающих в себя:
а) регламентацию использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
б) создание условий для справедливой конкуренции на товарных и финансовых рынках, устранение дискриминационных условий доступа к инфраструктуре естественных монополий, повышение ответственности за организацию картельных соглашений;
в) обеспечение выявления и предупреждения фактов коррупции и повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
г) обеспечение контроля за выполнением принятых контрактных обязательств, прозрачности процедур закупок, преимущественное использование механизма аукционных торгов и биржевой торговли при отчуждении государственного и муниципального имущества;
д) детализацию механизма контроля за выполнением публичных функций федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований; соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, включая введение административных регламентов по каждой из таких функций и системы оценки качества их выполнения;
е) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах;
ж) выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих. 

Заключение
 
Коррупция представляет собой один из серьёзнейших и опасных вызовов человеческому развитию. Она не только подвергает риску суверенитет и безопасность государства, но и подрывает сами устои человеческой цивилизации, нарушает нормальное развитие всех сфер жизни людей, снижает их нравственность и материальное благосостояние, а также усугубляет один из самых опасных как для нормальной человеческой жизни, так и для ведения бизнеса кризисов – кризис доверия.
Негативное воздействие коррупции распространяется на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и институтов гражданского общества.
Несмотря на широкие масштабы коррупции, существуют достаточно эффективные методы борьбы с этим явлением, о чем успешно свидетельствует мировая практика.
Не бороться с коррупцией означает поддерживать ее, учитывая все разрушительные последствия. В связи с этим важно всестороннее изучение причин коррупции, поскольку, выявляя причины, можно устранить все возможные факторы, влияющие на формирование коррупции.
К сожалению, на сегодняшний день основной упор по-прежнему делается на борьбу с последствиями коррупции, при этом причины коррупции остаются практически без внимания. Несомненно необходимы целенаправленные усилия не только со стороны государства в целом, но и гражданского общества и отдельных граждан. Бесспорным является тот факт, что реализация вышеуказанных мер будет способствовать предупреждению коррупции. Вместе с тем, совершенствование законодательства должно идти по пути минимизации возможностей проявления коррупции, включать в себя комплекс мер, направленных не только на решение проблемы несовершенства законодательства как фактора, способствующего расцвету коррупции и отсутствию контроля деятельности органов власти, ущербности кадровой политики, а также на уменьшение масштабов государственного администрирования, но и на снижение общественной незрелости и деформированности правового и нравственного сознания гражданского общества, формирование нетерпимости к коррупционному поведению, выработку устойчивого антикоррупционного стандарта поведения в обществе, повышение правового сознания граждан и правовой культуры общества в целом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Состав Комиссии ФГБОУ ВО Курская ГСХА по профилактике и предупреждению коррупции.


План мероприятий по противодействию коррупции в ФГБОУ ВО Курская ГСХА на 2018-2019 учебный год.


Методические рекомендации об ограничениях, запретах и обязанностях работников организаций, подведомственных Министерствусельского хозяйства Российской Федерации, установленных в целях противодействия коррупции

Методические рекомендации об ограничениях, запретах и обязанностях работников организаций, подведомственных Министерствусельского хозяйства Российской Федерации, установленных в целях противодействия коррупции

 

Порядок сообщения о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей работниками ФГБОУ ВО Курская ГСХА, которая приводит или может привести к конфликту интересов

 

О запрете дарить и получать подарки

    В преддверии новогодних и рождественских праздников Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направило в высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды и государственные корпорации (компании) информационное письмо с напоминаем о наличии законодательно установленного запрета дарить и получать подарки.

    В Гражданском кодексе РФ и ряде нормативных правовых актов Российской Федерации (федеральные законы «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации») установлен запрет на дарение подарков лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, служащим Банка России, работникам государственных корпораций (компаний), государственных внебюджетных фондов, а также на получение ими подарков от физических и юридических лиц. Исключения могут составлять, например, подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и иными официальными мероприятиями в случае, если их стоимость составляет менее 3 тысяч рублей. При этом чиновник обязан уведомлять обо всех случаях получения подарков в связи с его должностным положением или исполнением им должностных обязанностей.

    В соответствии с Гражданским кодексом РФ подарки, полученные указанными лицами в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, стоимость которых превышает 3 тысячи рублей, признаются собственностью Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Воспользоваться такими подарками указанные лица могут только после их выкупа.

    Минтруд России напоминает, что получение подарка указанными лицами не в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями является нарушением запрета, создает условия для конфликта интересов, ставя под сомнение объективность принимаемых ими решений, а также влечет ответственность, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия, а в случае, когда подарок расценивается как взятка – уголовную ответственность.


   
 

Положение о порядке уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работника ФГБОУ ВО КУРСКАЯ ГСХА к совершению коррупционных правонарушений.

 

Положение о порядке сообщения работниками ФГБОУ ВО КУРСКАЯ ГСХА о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей.

 

Памятка по недопущению федеральными государственными гражданскими служащими Министерства сельского хозяйства Российской Федерациии работниками организаций, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, поведения, которое может воспринима

     Анализ международного опыта показывает, что на сегодняшний день широкое распространение получил подход, в соответствии с которым меры уголовной ответственности применяются не только за получение и дачу взятки, но и за обещание и предложение взятки, а также за просьбу о даче взятки и согласие ее принять. Соответствующие положения закреплены в «антикоррупционных» конвенциях и национальном законодательстве ряда зарубежных стран.
     Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, является неприемлемым для федеральных государственных гражданских служащих Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и работников организаций, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (далее – государственные служащие, работники), поскольку заставляет усомниться в их объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.
     Для предупреждения подобных негативных последствий государственным служащим и работникам следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами и, в частности воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
     В целом ряде случаев совершение государственными служащими и работникамиопределенных действий не только приводит к возникновению конфликта интересов, но и может восприниматься окружающими как согласие принять взятку. Речь идет, в том числе, о следующих ситуациях:

- государственный служащий, работник ведет переговоры о последующем трудоустройстве с организацией, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) указанного лица;

- родственники государственного служащего, работника устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия);

-родственники государственного служащего, работника соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его  решений или действий (бездействия) и т.д.

     При взаимодействии с гражданами и представителями организаций   государственным служащим и работникамрекомендуется воздерживаться:

а)от употребления выражений и совершения жестов, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки и которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

     К числу таких выражений относятся, например: «вопрос решить трудно, 
но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?» и т.д.

б) от обсуждения определенных тем с представителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий служащего, работника.

     К числу таких тем относятся, например:

- низкий уровень заработной платы государственного служащего, работника и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;

- желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;

- отсутствие работы у родственников государственного служащего, работника;

- необходимость поступления детей государственного служащего, работника в образовательные учреждения и т.д.

в) от совершения государственным служащим, работником определенных действий, которые могут восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.

     К числу таких действий относятся, например:

- регулярное получение подарков, даже стоимостью менее 3000 рублей;

- посещения ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) государственного служащего, работника.

г) от высказыванияопределенныхпредложений и совершения действий, которые могут восприниматься как просьба о даче взятки, особенно если они адресованы представителям организаций и гражданам, чья выгода зависит от решений государственных служащих и работников, даже в том случае, когда такие предложения или действия продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой государственного служащего или работника.

     К числу таких предложений относятся, например предложения:

- предоставить государственному служащему, работнику и/или его родственникам скидку;

- воспользоваться услугами конкретной компании  и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;

- внести деньги в конкретный благотворительный фонд;

- поддержать конкретную спортивную команду и т.д.


Департамент государственной службы и кадров
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
 

Памятка об ограничениях, запретах и обязанностях работников организаций, находящихся в ведении Министерствасельского хозяйства Российской Федерации, установленных в целях противодействия коррупции

Нормативное правовое регулирование ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отношении работников организаций, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации


      Нормативное правовое регулирование ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отношении работников организаций, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

      В целях установления единой системы запретов и ограничений, обеспечивающих предупреждение коррупции в Российской Федерации,Федеральнымизаконами от  25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и  от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ, Федеральный закон № 230-ФЗ), статьей 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» (далее – постановление № 568) установлены отдельные ограничения, запреты и обязанности в отношении руководителей государственных учреждений и работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее - работники).

      В целях реализации вышеуказанных нормативных правовых актов Минсельхозом России изданы следующие приказы:

      № 45 от 19февраля 2014 г. «О перечнях должностей федеральной государственной гражданской службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, должностей подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие и работники этих организаций обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (далее – приказ Минсельхоза России № 45); 

      № 448 от 4 декабря 2013 г.«Об утверждении Порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством сельского хозяйства Российской федерации, к совершению коррупционных правонарушений» (далее - приказ Минсельхоза России № 448);

      № 303 от 8 августа 2013 г.«Об утверждении Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и работниками, замещающими эти должности» (далее - приказ Минсельхоза России № 303);  

      № 304 от 8августа 2013 г.«Об утверждении Положения об осуществлении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и работниками, замещающими эти должности» (далее – приказ Минсельхоза России № 304).
 
      В соответствии со статьей  13.3 Федерального закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
      Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

      1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

      2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

      3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

      4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

      5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

      6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

      При разработке мер по предупреждению и противодействию коррупции можно использовать подготовленные Минтрудом России, Деловой Россией и ОПОРой России Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (размещены на официальном сайте Минтруда России http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/employment/26).

 Основные понятия, используемые в сфере противодействия коррупции
 
Коррупция - злоупотребление должностным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
 

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
 

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность работника влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. 

Личная заинтересованность - возможность получения работником при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для работника, членов его семьи и лиц, состоящих в родстве и свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми работник связан финансовыми или иными обязательствами.

Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

 
 Ответственность за несоблюдение предусмотренных ограничений и запретов
 
      В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 273-ФЗграждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности

      Нормативным правовым актом, устанавливающим уголовную ответственность, является Уголовный кодекс Российской Федерации.         

      Перечень коррупционных преступлений Уголовным кодексом Российской Федерации  прямо не устанавливается.

      К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, связанные с злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческим подкупом либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

      Так, например, в соответствии с Указанием Генпрокуратуры России № 387-11, МВД России № 2 от 11.09.2013 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», к преступлениям коррупционной направленности относятся:

Мошенничество (статья 159);

Присвоение или растрата (статья 160);

Коммерческий подкуп (статья 204);

Злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);

Нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1);

Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2);

Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений  (статья 285.3);

Превышение должностных полномочий  (статья 286);

Незаконное участие в предпринимательской деятельности  (статья 289);

Получение взятки  (статья 290);

Дача взятки  (статья 291);

Посредничество во взяточничестве  (статья 291.1);

Служебный подлог  (статья 292);

Провокация взятки либо коммерческого подкупа  (статья 304);

      Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу  (статья 309) и другие.

За преступления коррупционной направленности 
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены
следующие виды наказаний:

штраф;

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

обязательные работы;

исправительные работы;

принудительные работы;

ограничение свободы;

лишение свободы на определенный срок.

Административная ответственность 
за коррупционныеправонарушения

      Нормативным правовым актом, устанавливающим административную ответственность, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КОАП).
      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит более 20 составов административных правонарушений коррупционного характера, среди которых можно выделить такие, как: 

      статья 5.16 «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах»

      статья 5.17 «Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума»

      статья 5.20 «Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам»

      статья 5.45 «Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума»

      статья 5.47 «Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом»

      статья 5.50 «Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума»

      статья 7.27 «Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты)

      статья 7.30 «Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков»

      статья 14.9 «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления»

      статья 15.21 «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг»

      статья 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»
      
      статья 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)»  и другие.

За совершение административные правонарушения коррупционной
направленности могут устанавливаться и применяться следующие
административные наказания:

административный штраф;

административный арест;

дисквалификация.

Гражданско-правовая ответственность 
за коррупционныеправонарушения

      Если совершенным коррупционным правонарушением (уголовного, административного, дисциплинарного характера) причиняется имущественный ущерб, то возникают деликтные обязательства (обязательства вследствие причинения вреда).

      Так, например, согласно ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

      Статья  575 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 рублей, работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан.

Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения

      Это нарушения законодательных запретов, требований и ограничений, установленных для работников в целях предупреждения коррупции, которые являются основанием для применения дисциплинарных взысканий.

      В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

      Так, например, в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях  непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов) в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

      С руководителем унитарного предприятия трудовой договор может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с нарушением запретов, установленных пунктом 2 статьи 21 Федерального закона  от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

      Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ, непредставление гражданином при поступлении на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного  учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на работу в данную организацию.
 


Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений 
Департамента государственной службы и кадров
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
 

© 2006-  Курская Государственная Сельскохозяйственная Академия