Slideshow Image 1 Slideshow Image 2 Slideshow Image 3



100 лучших товаров России

100 лучших товаров России

100 университетов России

100 лучших университетов России

Экономики и права -> Юридическая клиника


ДЕНЬ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

ДЕНЬ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

         20 ноября 2015 года с 10-00 час до 13-00 час в аудитории 116э факультета Экономики и права ФГБОУ ВО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова» будет проведено бесплатное консультирование детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей инвалидов и т.п., их представителей по предварительной записи.
              Предварительная запись осуществляется по телефону 8 (4712) 39-40-12 с 9-00 час до 15-00 час в рабочие дни.
              Для записи на бесплатную консультацию просьба подготовить проблемный вопрос в рамках прав и законных интересов детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей инвалидов и т.п.


приказ от 28 ноября 2012 года № 994 "Об утверждении порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 ноября 2012 г. N 994

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК И ПОРЯДКА
ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
 
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N324-ФЗ "О бес-платной юридической помощи в Российской Федерации" (Собрание законодательства Россий-ской Федерации, 2011, N 48, ст. 6725) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках не-государственной системы оказания бесплатной юридической помощи.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 ноября 2012 г. N994
ПОРЯДОК
СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК И ПОРЯДОК
ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
 1. Настоящий Порядок создания образовательными учреждениями высшего профессио-нального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударст-венной системы оказания бесплатной юридической помощи определяет правила создания обра-зовательными учреждениями высшего профессионального образования (далее - образователь-ные учреждения) юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи.
2. Юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право пре-доставлено образовательному учреждению высшего профессионального образования его учре-дителем, или структурного подразделения образовательного учреждения.
3. Решение о создании юридической клиники в качестве юридического лица принимается образовательным учреждением, если такое право предоставлено образовательному учреждению учредителем.
Учредитель образовательного учреждения согласовывает создание юридической клиники в качестве юридического лица на основании ходатайства образовательного учреждения и вы-писки из протокола заседания ученого совета образовательного учреждения по данному вопро-су.
Юридическая клиника в качестве юридического лица создается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом.
4. Решение о создании юридической клиники в качестве структурного подразделения об-разовательного учреждения принимается в порядке, установленном уставом образовательного учреждения для принятия решения по созданию структурного подразделения образовательного учреждения.
Юридическая клиника в качестве структурного подразделения образовательного учрежде-ния осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого в порядке, пре-дусмотренном уставом образовательного учреждения.
5. Юридическая клиника осуществляет свою деятельность в целях:
1) создания условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи, оказывае-мой бесплатно в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", другими федеральными за-конами и законами субъектов Российской Федерации;
2) создания условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных ин-тересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечения их доступа к пра-восудию;
3) правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи.
6. Юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде пра-вового консультирования в устной и письменной формах, составления заявлений, жалоб, хода-тайств и других документов правового характера.
7. Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется юридической клиникой по месту ее нахождения (в ходе личного приема граждан, дистанционно с использованием средств телефонной, почтовой связи, сети Интернет и (или) электронной почты (при наличии техниче-ской возможности), а также путем проведения выездных мероприятий.
8. Выездные мероприятия в целях оказания бесплатной юридической помощи проводятся юридической клиникой в различных организациях (в медицинских организациях, учреждениях социального обеспечения, образовательных учреждениях различных типов и видов), а также по месту жительства (пребывания) отдельных граждан, не имеющих возможности обратиться в юридическую клинику лично по месту ее нахождения или письменно в связи с ограниченными возможностями здоровья и по иным причинам.
9. В оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют ли-ца, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образова-ние, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образо-вательном учреждении высшего профессионального образования (далее соответственно - сту-денты (слушатели) и лица, ответственные за деятельность юридической клиники).
10. К оказанию бесплатной юридической помощи допускаются на добровольных началах студенты (слушатели), проявившие личную заинтересованность в осуществлении указанной деятельности и обладающие необходимым уровнем общекультурных и профессиональных компетенций, сформированных в процессе освоения соответствующих образовательных про-грамм.
Уровень профессиональных компетенций студентов (слушателей), необходимых для ока-зания бесплатной юридической помощи, определяется образовательным учреждением само-стоятельно.
11. Лица, ответственные за деятельность юридической клиники, при проведении юридиче-ской клиникой мероприятий в рамках оказания бесплатной юридической помощи обеспечивают соблюдение норм законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470), норм профессиональной этики и качество оказания бес-платной юридической помощи.
12. В целях информирования о своей деятельности юридические клиники размещают в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети Интернет, либо до-водят до граждан иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федера-ции, следующую информацию:
1) место нахождения юридической клиники, ее телефон, факс, адрес электронной почты и (или) адрес сайта в сети Интернет (при наличии технической возможности);
2) график работы юридической клиники;
3) о видах оказываемой бесплатной юридической помощи;
4) устав (для юридической клиники, являющейся юридическим лицом);
5) Положение о юридической клинике (для юридической клиники, являющейся структур-ным подразделением образовательного учреждения).
13. Материально-техническое обеспечение юридической клиники, являющейся структур-ным подразделением образовательного учреждения, осуществляется образовательным учреж-дением. Материально-техническое обеспечение юридической клиники, являющейся юридиче-ским лицом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Доступ к месту размещения юридической клиники и передвижение в помещениях, в которых проводится прием граждан, не должны создавать затруднений для лиц с ограниченны-ми возможностями здоровья.

федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" №324-ФЗ от 21 ноября 2011года

21 ноября 2011 года                                                                                                                                                                                                         N 324-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
2 ноября 2011 года

Одобрен
Советом Федерации
9 ноября 2011 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона
       1. Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации (далее - граждане) на получение бесплатной квалифици-рованной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.
      2. Целями настоящего Федерального закона являются:
1) создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплат-но в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными за-конами и законами субъектов Российской Федерации (далее - бесплатная юридическая по-мощь);
2) формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства;
3) создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных инте-ресов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к право-судию.

      Статья 2. Право на получение бесплатной юридической помощи

1. Граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2. Бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и между-народными договорами Российской Федерации.

      Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи

1. Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Фе-дерации в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической по-мощи, и организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение бес-платной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Рос-сийской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном су-допроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством.
3. Федеральными законами могут быть установлены случаи и порядок оказания бесплат-ной юридической помощи в административном судопроизводстве, а также в иных случаях.
4. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бес-платной юридической помощи.

                 Статья 4. Государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

1. Государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью является совокупностью организационно-правовых, социально-экономических, ин-формационных и иных мер, принимаемых в целях реализации гарантий права граждан на полу-чение бесплатной юридической помощи.
2. Основные направления государственной политики в области обеспечения граждан бес-платной юридической помощью определяются Президентом Российской Федерации.
3. Государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью реализуется федеральными органами государственной власти, органами государст-венной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами физиче-скими и юридическими лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь.

               Статья 5. Основные принципы оказания бесплатной юридической помощи

Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах:
1) обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
2) социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;
3) доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законода-тельством Российской Федерации случаях;
4) контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической по-мощи;
5) установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бес-платную юридическую помощь;
6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бес-платной юридической помощи;
7) объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;
8) равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопу-щение дискриминации граждан при ее оказании;
9) обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.

               Статья 6. Виды бесплатной юридической помощи

1. Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:
1) правового консультирования в устной и письменной форме;
2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных орга-нах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным зако-ном, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2. Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законода-тельством Российской Федерации видах.

               Статья 7. Субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь

Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется:
1) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соот-ветствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципаль-ными правовыми актами.

          Статья 8. Квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридиче-скую помощь

1. Все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона, могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами.
2. Федеральными законами могут быть установлены дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.
 
Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН
БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ


 
          Статья 9. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

К полномочиям Президента Российской Федерации относятся:
1) определение основных направлений государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, в том числе направлений развития государствен-ной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи;
2) определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (далее - уполномоченный федераль-ный орган исполнительной власти), и установление его компетенции;
3) осуществление иных полномочий в области обеспечения граждан бесплатной юридиче-ской помощью, функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

          Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения гра-ждан бесплатной юридической помощью

К полномочиям Правительства Российской Федерации относятся:
1) участие в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;
2) принятие мер по обеспечению функционирования и развития государственной и него-сударственной систем бесплатной юридической помощи;
3) установление компетенции федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и полномочий их должностных лиц;
4) обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бес-платной юридической помощью;
5) определение объема бюджетных ассигнований из федерального бюджета, необходимых для обеспечения государственных гарантий реализации права граждан на получение бесплат-ной юридической помощи, а также обеспечение финансирования этих расходов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
6) осуществление иных установленных федеральными законами и нормативными право-выми актами Президента Российской Федерации полномочий в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной и негосу-дарственной систем бесплатной юридической помощи.

                   Статья 11. Полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти

К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся:
1) разработка предложений по вопросам формирования и реализации государственной по-литики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, а также по вопросам правового информирования и правового просвещения населения;
2) участие в разработке проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, касающихся функционирования и разви-тия государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи;
3) принятие мер по обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, координация деятельности участников этой системы и их взаимодействия;
4) методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления госу-дарственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, а также государствен-ных юридических бюро и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;
5) проведение мониторинга деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления госу-дарственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юри-дических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных цен-тров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической по-мощи и правовому просвещению населения;
6) ежегодная подготовка и опубликование в средствах массовой информации доклада о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридиче-ской помощью, о состоянии и развитии государственной системы бесплатной юридической по-мощи, об оценке эффективности функционирования государственной и негосударственной сис-тем бесплатной юридической помощи и использовании соответствующих бюджетных ассигно-ваний;
7) разработка и установление единых требований к качеству оказываемой гражданам бес-платной юридической помощи, а также обеспечение контроля за соблюдением лицами, оказы-вающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи;
8) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом и другими фе-деральными законами полномочий в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, а также правового информирования и правового просвещения населения.

                   Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации от-носятся:
1) реализация в субъектах Российской Федерации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;
2) издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федера-ции, устанавливающих дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бес-платной юридической помощи, в том числе расширение перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи, определе-ние порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и обеспечение их исполне-ния;
3) определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполно-моченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (далее - уполно-моченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), и его компетенции;
4) определение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подве-домственных им учреждений и иных организаций, входящих в государственную систему бес-платной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации, установление их компетенции, в том числе решение вопросов об учреждении и обеспечении деятельности го-сударственных юридических бюро;
5) определение порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
6) определение размера и порядка оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказываю-щих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплат-ной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи;
7) оказание в пределах своих полномочий содействия развитию негосударственной систе-мы бесплатной юридической помощи и обеспечение ее поддержки.
2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут на-деляться отдельными государственными полномочиями в области обеспечения гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

           Статья 13. Полномочия органов прокуратуры Российской Федерации в области обеспече-ния граждан бесплатной юридической помощью

Органы прокуратуры Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Фе-деральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", осуществляют надзор за исполне-нием законов в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и вправе об-ращаться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

                 Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

1. Органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномо-чия в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в случае, если феде-ральными законами и законами субъектов Российской Федерации они наделены такими полно-мочиями, оказывают содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридиче-ской помощи и обеспечивают ее поддержку в пределах полномочий, предусмотренных настоя-щим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Россий-ской Федерации.
2. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты, ус-танавливающие дополнительные гарантии права граждан на получение бесплатной юридиче-ской помощи, участвовать в создании муниципальных юридических бюро и оказывать гражда-нам все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 настоящего Феде-рального закона.
 
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

              Статья 15. Участники государственной системы бесплатной юридической помощи

1. Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:
1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;
3) органы управления государственных внебюджетных фондов;
4) государственные юридические бюро.
2. Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую по-мощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридиче-ской помощи в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федераль-ными законами и законами субъектов Российской Федерации.

           Статья 16. Оказание бесплатной юридической помощи федеральными органами исполни-тельной власти и подведомственными им учреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им учреждениями, органами управле-ния государственных внебюджетных фондов

1. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, ор-ганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреж-дения, органы управления государственных внебюджетных фондов оказывают гражданам бес-платную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательст-вом Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.
2. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, ор-ганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреж-дения, органы управления государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, ко-торые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос-сийской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, оказывают бесплатную юри-дическую помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представляют интересы гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, орга-низациях.

                  Статья 17. Оказание бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро

1. Для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридиче-ской помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в соответст-вии с законами субъектов Российской Федерации могут создаваться государственные юридиче-ские бюро и (или) могут привлекаться к участию в государственной системе бесплатной юри-дической помощи адвокаты.
2. Государственные юридические бюро при осуществлении своей деятельности также вправе привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов с учетом соглаше-ний, указанных в части 5 статьи 18 настоящего Федерального закона, и (или) иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.
3. Государственные юридические бюро оказывают все предусмотренные статьей 6 на-стоящего Федерального закона виды бесплатной юридической помощи.
4. Государственные юридические бюро являются юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов Российской Федерации.
5. Порядок создания и деятельности государственных юридических бюро устанавливается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

                          Статья 18. Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами

1. Адвокаты участвуют в функционировании государственной системы бесплатной юри-дической помощи, оказывая гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, преду-смотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. При оказании гражданам бесплатной юридической помощи адвокаты руководствуются настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
3. Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации осуществляется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.
4. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 15 ноября на-правляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юриди-ческой помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность. Ежегодно не позднее 31 декабря уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации опубликовывает список адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, в средствах массовой информации и размещает этот список на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
5. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации еже-годно не позднее 1 декабря заключает с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участни-ками государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма такого соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
6. Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридиче-ской помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглаше-ния, заключаемого в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
7. Адвокаты направляют в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации отчет об оказании ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма отчета и сроки его представления утверждаются уполномочен-ным федеральным органом исполнительной власти.
8. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации в порядке, установленном норма-тивным правовым актом субъекта Российской Федерации, направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодный доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма сводного отчета утверждается уполномоченным фе-деральным органом исполнительной власти.
9. Жалобы граждан на действия (бездействие) адвокатов при оказании ими бесплатной юридической помощи рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
10. Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юри-дическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными норма-тивными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

                     Статья 19. Оказание бесплатной юридической помощи нотариусами

Нотариусы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказы-вают бесплатную юридическую помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариаль-ных действий, исходя из своих полномочий путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате.

Статья 20. Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказа-ния такой помощи

1. Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного миниму-ма, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);
2) инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Совет-ского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по во-просам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попе-чения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по во-просам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных де-тей;
5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Феде-ральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан по-жилого возраста и инвалидов";
6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзор-ности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они об-ращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспече-нием и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопро-сов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Зако-ном Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гаран-тиях прав граждан при ее оказании";
8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, ес-ли они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвы-чайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основ-ным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в по-рядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках го-сударственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2. Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государст-венной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:
1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недви-жимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помеще-нием гражданина и его семьи);
2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенно-го для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квар-тира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указан-ного жилого помещения;
3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);
5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установ-ленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание зара-ботка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причинен-ного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;
6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;
7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;
8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государ-ственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и ком-мунальных услуг;
9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалид-ности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременно-сти и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;
10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и деть-ми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;
10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;
12) ограничение дееспособности;
13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помо-щи;
14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;
15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;
16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычай-ной ситуации.
3. Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государст-венной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бес-платной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:
1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:
а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о го-сударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в госу-дарственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являют-ся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенно-го для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе при-нятых на

© 2006-  Курская Государственная Сельскохозяйственная Академия